• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Одушевлённость: семантические основания, морфологические проявления, синтаксические ограничения

Доклад Александра Летучего

Летучий Александр Борисович

Школа лингвистики: Доцент

В русском языке одушевлённость является морфологической категорией: различаются «одушевлённый» и «неодушевлённый» варианты аккузатива (Я увидел слона, но Я увидел стол). Часто в центре рассмотрения при анализе одушевлённости находятся морфология (типы склонения, где наблюдается различие) и семантика (соотношение морфологической одушевлённости с семантической). В докладе  показано, что с одушевлённостью связаны и интересные синтаксические ограничения и противопоставления. Они не сводятся только к согласованию прилагательных с существительными по одушевлённости, которое изучалось, например, Н.А. Еськовой и И.Б. Иткиным – аналогичные явления наблюдаются в сочетаниях нескольких существительных или местоимений. Это ясно и из текстового материала, и из результатов проведённых опросов.Так, материал Интернета показывает, что при переспросе, касающемся референта анафорического местоимения его, легко употребляется местоимение кого (- А ты его спрашивал? – Кого «его»?). Однако местоимение что звучит хуже и используется в этих контекстах реже (- А ты его купил? – Что «его»?).Опросы показывают, что сочетания неодушевлённых имён собственных (например, названий команд: «Спартак», «Зенит») с одушевлёнными функциональными именами (лидер, чемпион, финалист) в некоторых случаях звучат сомнительно (?Он перешёл в «Спартак» - лидера / лидер первенства). При этом модификация контекста улучшает оценки (ср. Он перешёл в «Спартак» - один из лидеров первенства).В связи с этими данными поставлены такие вопросы:
1)      Можно ли свести наблюдаемые синтаксические ограничения к одному общему?
2)      Являются ли эти ограничения строгими правилами, обусловленными структурно, или это тенденции, в которых существенную роль играет прагматика?
3)      Почему модификации контекста, например, добавление кванторной группы один из, могут изменять приемлемость предложений?
4)      Какие ещё эксперименты целесообразно провести в области одушевлённости?