• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теоретическая лингвистика и преподавание русского языка в школе

Анна Выборнова выступила на семинаре лингвистической лаборатории

Почти 120 лет назад школьная методика преподавания русского взяла курс на изучение грамматической теории. 70 лет назад Л.В. Щебра,озабоченный безграмотностью населения, высказался за “осознание правил, регулирующих нашу речь, и историческое объяснение исключений из них». Школьный учебник взял за основу идею ученого о правилах иисключениях, правда, во многом без исторического объяснения, впрочем, как и без любого другого. Наконец, 50 лет назад при поддержке ученых были пересмотрены и значительно расширены теоретические основы преподавания русского языка — добавилась фонетика, изучение лексики, значительно был переработан синтаксис.
Полвека назад содержание программы по русскому языку кардинально изменилось, а затем превратилось в подобие каменного истукана. Ставшие более теоретизированными и затем переставшие отзываться на языковые потребности ребенка и общества, учебник и программа постепенно утратили цель научить школьника правильно говорить и писать — опыт первых ЕГЭ отлично продемонстрировал содержание учебника государственного образца на начало 20 века. Кроме того, в результате такой преданности методической классике между школьной теорией и современной наукой образовался провал, если не пропасть.
В рамках семинара предлагается обсудить, какая лингвистическая теория нужна сегодняшнему школьнику и в каком объеме, чем ученые могут помочь школе и в то же время какие материалы для исследований может предложить школьный русский лингвистике. С этой целью мы разберем несколько эпизодов из школьной программы и посмотрим, что было бы,если бы учитель русского языка и лингвист пошли другу другу навстречу, задавшись целью сделать изучение русского в современной школе более осмысленным.