Нарушение речи у детей с расстройствами аутистического спектра: лингвистические и нейрофизиологические аспекты
Доклад Вардана Арутюняна
Исследование посвящено лингвистическим аспектам как атипичного развития, так и нарушения речи у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Рассматриваются, с одной стороны, речевые особенности русскоязычных детей с РАС начальной школы (7–11 лет) на разных лингвистических уровнях (фонология, лексика, морфосинтаксис, дискурс), а с другой – фонологические механизмы, играющие роль в порождении и понимании слов на раннем (дошкольном) этапе развития типичных детей, которые могут быть нарушены при РАС. В целом показано, как лингвистическая теория и экспериментальная методология позволяют системно подойти к описанию речевых нарушений при РАС, а также фонологических механизмов, вовлеченных в порождение и понимание слов у детей. В частности, впервые были описаны особенности нарушения речи у репрезентативной группы русскоговорящих детей с РАС на разных лингвистических уровнях при помощи стандартизированного теста, учитывающего значимые психолингвистические параметры русского языка. Кроме того, в рамках работы впервые были сравнены домены порождения и понимания речи у одной и той же группы детей с РАС на уровне лексики, морфосинтаксиса и дискурса, а также была показана роль невербального IQ в разнице между порождением и пониманием. Наконец, на материале русского языка впервые было показано, что плотность фонологического соседства влияет на порождение и понимание слов уже у детей дошкольного возраста, что может быть использовано в дальнейшем для исследования паттернов развития речи у детей с РАС младшего возраста. Таким образом, была продемонстрирована значимость лингвистически обоснованного подхода в описании нарушения речи у детей с РАС и речевого функционирования типичных детей.