Депиктивы оказались ещё удивительнее: о неканонических депиктивах и ограничениях на их употребление
Доклад Александра Летучего на научном семинаре лингвистической лаборатории по корпусным технологиям
Название доклада отсылает к статье Е.В. Рахилиной и Ю.Л. Кузнецовой "Депиктивы оказались удивительными" (Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. 2014. Т. 10. № 2. С. 180-218). Оказывается, что удивительности в депиктивах хватает ещё на много исследований. Депиктивы - это составляющие (как правило, группы прилагательного, но не обязательно), которые фиксируют постоянное свойство или временное состояние актанта так, как будто оно является отдельной ситуацией. В стандартном случае мы говорим "В дверь заглянул молодой человек с портфелем", делая название участника - человека - подлежащим, а его свойства ("молодой" и "с портфелем") - выражая при подлежащем. Если же употребляется депиктивная конструкция: "Я знал его молодым", то свойство "молодым" подаётся как более автономное от главной клаузы. Конструкция в некоторых аспектах близка к полипредикативной: "Я знал его, когда он был молодым". Кроме падежно-маркированных форм прилагательных, депиктивами могут быть и другие элементы: например, формы сравнительной степени типа моложе. Однако на их употребление явно налагаются более строгие ограничения: например, в целом носители оценивают предложение "Великий химик открыл свой химический элемент ещё очень молодым" гораздо лучше, чем "Великий химик открыл свой химический элемент моложе своих соучеников".
В докладе автор попытался ответить на следующие вопросы:
1) Откуда такая асимметрия между положительной и сравнительной степенью? Связана ли она с природой депиктива или с природой сравнительной степени в целом?
2) Какие ещё типы депиктивов употребляются ограниченно и откуда эти ограничения?
3) Как сформулировать типы депиктивных конструкций и их свойства так, чтобы наше описание охватывало ещё и поведение сравнительной степени и других неканонических депиктивов?
4) Что поведение неканонических депиктивов говорит нам о том, что такое и как устроен депиктив вообще (например, как в свете этих данных выглядит теория, предложенная в статье Дж. Бейлина "The syntax of Slavic predicate case" (2001)?